Про полезность чая и виды чая

Про полезность чая и виды чая


В самом деле, чай - богатейшая аптека, неисчерпаемый кладезь стимули­рующих веществ - алкалоида кофеина (теина), ценных для желудка дубильных веществ, щавелевой кислоты, эфирных масел, витаминов С,, В,, В2, пантотеновой кислоты, витамина РР (амида никотиновой кислоты). В свежих листьях чая витамина С, например, в 4 раза больше, чем в лимонах. Наибольшую ценность представляет содержащийся в чае витамин Р, укрепляющий стенки кровеносных сосудов, делая их эластичными, гибкими.

По содержанию витамина Р чай занимает первое место среди продуктов растительного происхождения. Кстати, особенно высокой Р-активностью отлича­ ется зеленый чай. Суточную потребность человека в этом витамине можно I удовлетворить 2-3 стаканами зеленого чая.

И все же лечебные свойства чая определяются прежде всего содержанием в нем кофеина (2-5%), что в два раза больше, чем в кофе.

В 2 г чая, заваренного 1 в стакане кипятка, содержится около 65 мг кофеина - столько же, сколько его 1 содержит аптечная таблетка. Содержащиеся в чае танины обеспечивают бактерицидные свойства чая. Они лишь в два раза уступают таким сильнодействующим 1 дезинфицирующим средствам, как фенол или карболка. При заварке в полстакане кипятка полной ложки чая получается дезинфицирующая настойка, равная по силе действия 1 %-ному раствору карболки.

При этом было замечено, что настой зеленого чая на второй и особенно на третий день после приготовления убивает I больше микробов, чем свежеприготовленный.

Крепкий горячий чай - прекрасное средство при общей слабости, сопровождающейся затруднением дыхания, при ослаблении сердечной деятельности и 1 понижении артериального давления, при острых инфекционных заболеваниях, психическом и физическом переутомлениях. Его используют при алкогольном и наркотическом отравлениях. Катехины снижают до нормы проницаемость капилляров, возвращают эластичность и проницаемость их стенкам.

При атеросклерозе и гипертонической болезни он способствует расширению коронарных и почечных сосудов. Установлена роль чая в нормализации обмена веществ: содержащиеся в чае антиокислители (катехины) предохраняют организм от процесса самоокисления внутриклеточного и тканевого жиров. Чай помогает сохранить здоровыми зубы. Он содержит примерно столько же соединений фтора, сколько вода после специальной обработки фторидами, микродозы фтора - классическое и радикальное средство по предотвращения кариеса. По содержанию витамина С чайный лист уступает только некоторым видам шиповника. К сожалению, в процессе ферментации часть витамина С теряется.

В черном чае его в 10 раз меньше, чем в зеленом. Исследования, проведенные в Японии и других странах, показали, что чай, особенно зеленый, обладает определенным противолучевым действием, так как снижает влияние радиоактивных веществ на организм.

Количество кофеина в чае, при желании, можно снизить. Для этого нужно промыть перед заваркой сухой чай в теплой воде. Большая часть кофеина растворится в ней. Смягчается действие кофеина и в чае с молоком.

Настой крепкого чая помогает уберечься от чрезмерного загара. Для этого перед выходом на солнце нужно умыться и протереть чаем открытые части тела. Компрессы из крепкого чая снижают боль и жар при солнечных ожогах. Примочки из чая широко применяются при воспалении век.

Приходится иногда выслушивать мнения о том, что чай вреден, особенно детям. Поговорка «чай вреден детям» берет свое начало с тех далеких времен, когда чай в Англии был очень дорог Взрослые пили чай, а детям давали молоко; последние с завистью смотрели на взрослых. Когда же они просили ароматный напиток, им отвечали: «Нельзя, чай вреден для детей» В самом же деле, чай и взрослым и детям пить полезно, но все хорошо в меру. При злоупотреблении чай вызывает очень сильное возбуждение, бессонницу, сердцебиение, чувство жара на коже лица, сжимание в области сердца, чувство страха смерти и т.п. Какой бывает чай.

Покупатель приходит в магазин и, если он не любитель чая, берет тот, которым торгуют. Для многих людей любой чай хорош, лишь бы настой был потемнее. Но оказывается, между чаями есть разница, и очень большая.

Производство чая имеет определенную последовательность и следующие операции: завяливание - скручивание - ферментация - сушка - сортировка. В вариациях этих операций и лежит возможность получения различных типов чая.
Чаи делят на черные, красные, жейтые и зеленые.

Черный чай получается в результате прохождения сырьем всех стадий обработки - завяливания, скручивания, ферментации, сушки и сортировки. Для получения зеленого чая из названных стадий лист проходит скручивание, сушку и сортировку. Красные и желтые чаи подвергаются всем стадиям обработки, но не в полной мере. Красный чай по характеру производства ближе к черному, а желтый - к зеленому, так как степень ферментации красного чая выше, чем желтого. По вкусу, свойствам и составу чаи различаются очень значительно.
Черный чай распространен в европейской части нашей страны. Черным его называют из-за цвета готовой продукции. Такой чай дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, поэтому пользуется самой большой популярностью. Те, кто не относит себя к любителям чая, обычно считают, что все другие чаи плохие, так как на дают интенсивного настоя. Но интенсивный настой - это еще не определение качества напитка. Главное - вкус и аромат.
Черный чай имеет несколько разновидностей. Байховый состоит из отдель­ных чаинок. Плиточный чай имеет вид спрессованных плиток, состоящих из мелких чаинок, крошек, веточек. Чай продается и в пакетах {пакетированный) В пакеты расфасовывают не только черный чай, но и травяные чаи. Растворимый чай появился сравнительно недавно. Собственно это не чай, а экстракт. Его расфасовывают в стекля иную тару. Если его делают в виде порошка, то он требует герметической упаковки.

Чай различают так же в зависимости от места его производства: индийский, цейлонский, китайский, грузинский, азербайджанский, краснодарский и др.

В основу сортной классификации чая положен принцип оценки зрелости используемых листьев чайного растения в процессе производства чая. Высшие сорта чая получают из самых молодых и нежных первых двух листочков и листовых почек чайного куста.

Красный чай - это недоферментированный чай, близкий к черному, имеющий своеобразный вкус и аромат Производят его только в Китае. У нас его в продаже не бывает. По описанию специалистов, аромат красного чая своеоб­разный, сильный, приятный, как и вкус. Иногда его называют церемониальным, так как когда-то его подавали на приемах у китайских императоров. В красном чае танина и кахетинов больше, чем в черном. В некоторых случаях его ароматизируют, и тогда он получает название «пушонг».

Несколько слов об ароматизации чаев. Ароматизируют чаи цветами жасми­на, микелии, цулана и другими растениями. Способ ароматизации известен: нераскрывшиеся бутоны цветов некоторое время выдерживают в прохладном месте, рассыпая слоем до 15 см, затем сортируют. Для придания аромата чай и цветы насыпают слоями, перемешивают, засыпают в ящики, закрывают и оставляют в таком виде на 10-12 ч, после чего цветки отделяют от чая. Так как цветы увлажняют чай до 17-18%, после ароматизации его просушивают. После вторичной сушки иногда добавляют 2,5 кг сухих цветков на 50 кг чая и упаковывают.

Иногда чаи ароматизируют добавлением сухих лепестков роз и других цветков. Лучше всех научились ароматизировать чаи китайские чаеведы. Аромат их чаев сохраняется иногда несколько лет.

В других странах, например в США, чаи ароматизируют эссенцией.

Желтый чай изготовляют из высокосортного сырья - молодых побегов и чайных почек. Этот чай близок к зеленому, так как процесс ферментации при его производстве почти не происходит. Собранное сырье подвергают длительному завяливанию, не слишком интенсивному скручиванию (в это время происходит частичная, но очень слабая ферментация) и сушке. Этот чай обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настоем. Производство желтого чая очень ограничено, так как собрать нужное сырье можно лишь в небольшом количестве. Интересные сведения о желтом чае приводит В. В. Похлебкин. Он пишет, что этот чай обладает ласкающим вкусом, необычайно мягкой, едва ощутимой тер­пкостью, нежнейшим ароматом. По мягкости, бархатистости, нежности и душистости желтый чай не знает себе равных.

Зеленый чай наиболее широко распространен после черного. В нашей стране его выпускают около 40% от общего количества. Чай называется зеленым по цвету сырья и настоя, хотя кирпичный зеленый чай по цвету вряд ли можно назвать зеленым, так как он имеет коричневато-зеленый цвет, а настой его вообще коричневый. Высокие сорта зеленого чая серебристо-зеленые, а цвет настоя -светло-зеленый. Появление красновато-коричневого оттенка в настое указывает на более низкий сорт или испорченность продукта.
Зеленый чай имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной концентрации даже вяжет. В первый момент он непривычен, но если привыкнуть к нему, то именно эта терпкостьдоставляет большое удовольствие. Пьют этот чай без сахара, так как в смеси с ним он становится просто невкусным. Зеленый чай хорошо утоляет жажду. Зеленый чай ароматнее черного.

Технология изготовления зеленого чая полностью исключает ферментацию. В Китае зеленый чай ароматизируют. Это придает ему довольно резкий непривычный запах, рассчитанный на любителя. Особенно ценится чай, арома­тизированный жасмином. У нас в стране ароматизированные чаи считаются слишком резкими, поэтому их рекомендуется смешивать с обычным чаем.
Зеленый кирпичный чай. Для его производства идет грубый и огрубевший лист, оставшийся после формовки кустов. Кирпичный чай не имеет особого аромата. На вкус он резкий, терпкий и как-будто чуть-чуть подожженный. Спутать его с другими чайными напитками просто невозможно.

В последние годы россияне встретились с большим количеством различных новых сортов чая. Так, например, по состоянию на конец марта 2008 года жители г. Москва имели возможность попробовать чай 98 сортов из 23 стран мира. Только индийских чаев продавалось 29, цейлонских - 26 сортов.

Многим пришелся по вкусу ароматизированный чай в пакетиках голландс­кой фирмы «Пиквик», различные сорта фруктовых, гранулированных чаев.

Надо помнить, однако, что наряду с качественным товаром неискушенному российскому потребителю зачастую предлагаются низкосортные.